Перейти к публикации
  • .
  • .
  • VK
  • OK
  • .
Юракен

От ЭПРОНа до боевых пловцов...

Рекомендованные сообщения

АлександрД

снаряжение ВСОН-55. Гидрокостюм ГК-1 с дыхательным аппаратом ВАР-52.

Вещь редчайшая.В инете вообще нет нормальных фотографий,только древние чёрно-белые низкого качества.

6cd64ce8eef117dd6386fa9d2e2ae60c25901d213615518.jpg 36b82cbc51bb21e6ed89570d87ab4ed325901d213615551.jpg 1ef234d47c03a74b6439bd02a879dd2525901d213615592.jpg a05f544d135bb6647584094a13bdc83025901d213615938.jpg a1048424b88c0db0475eba43f0c9bf8e25901d213615973.jpg dd8b99cd045ce7f14f0bda6e65c5dda625901d213614410.jpg bfba491d07a51cd44761c0796141d55425901d213614476.jpg 1cd2344741c361bdfc770054246feb6925901d213614532.jpg b24134115c44ab1ae049ceb4a7f4933e25901d213614575.jpg d29de82640356efbed5bfa450ca586f425901d213614614.jpg

  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

7be7b11a4e823a5fd1a722d995a9781325901d213614643.jpg cb8d8285ed624a03a2c04495725e2d8025901d213614675.jpg d97f85377d5d31fbcd177f8f02b319f725901d213614709.jpg

 

Сам командир РОН Прохватилов Иван Васильевич приложил руку к его созданию http://gazetam.ru/12-aprelya/podvodnyie-diversantyi-baltiki.htm

prohvatilov.jpg

 

a8506c603e9f9c9824f870dcedef05b5.jpeg

Жилет Всплытия от комплекта ВСОН http://rebreather.org.ua/viewtopic.php?f=9&t=2213

Изменено пользователем АлександрД
  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

коллекция первых советских аппаратов замкнутого цикла начиная ещё с Эпрон-1

pict6280.jpg

 

к сожалению можно сказать что эта коллекция утеряна. она некогда размещалась в УКОПП имени Кирова, но их из здания храма выселили, и эта редчайшая коллекция "ушла".... найти хвостов не удалось.

 

в "Белой книге" (В.В.Смолин,Г.М.Соколов,Б.Н.Павлов Водолазные спуски и их медобеспечение) про них есть немного на стр. 42:

Этой группой в 1932 г. был разработан первый отечественный индивидуальный спасательный аппарат «Э-1» («ЭПРОН-1»), который стал изготавливаться в мастерских ЭПРОНа (рис. 27). Снаряжение непрерывно совершенствовалось, и к середине 1930-х годов была выпущена серия аппаратов вплоть до «Э-5». Аппараты типа «Э» состояли из кислородного баллона, коробки с химпоглотителем, дыхательного мешка с травящим клапаном, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха и двумя гофрированными трубками.

При вдохе кислород из дыхательного мешка по трубке вдоха через клапан вдоха клапанной коробки поступает в легкие. Выдыхаемый газ через клапан выдоха и трубку выдоха попадает в патрон, заполненный химическим поглотителем известковым (ХП-И), где очищается от СО2, а затем — в дыхательный мешок. Пополнение кислорода в дыхательном мешке аппарата «Э-1» производилось вручную путем открытия вентиля кислородного баллона. Постепенно аппараты типа «Э» совершенствовались, ручная подача кислорода была заменена подачей с помощью байпаса, а затем в аппарате «Э-5» — также автоматической постоянной подачей.

 

в книге Меренов, Учебник легководолаза, стр.10

dc5972629c973e9dacd017dd6b21b226.jpg

 

конечно первый аппарат ЗЦ по некоторой информации был в Советском Союзе разработан ещё в 1925 году, Фесенко, но он был совсем простым, и использовался как спасательное оборудование шахтёров

Jesenko01.jpg

http://goo.gl/InEKuh стр. 81

 

в Питере, на одной из кафедр ВМА висит большой плакат с этими аппаратами

55db6f6fe292d0ec6095917b2055554c.jpg

P.S. под фотографией - ссылка на неё же в большом разрешении

  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

а это современные аппараты (в музее их разработчика КАМПО)

i-1604.jpg

по нажатию на фото - откроется большого размера

 

тут ещё куча фото оттуда https://my.mail.ru/mail/raven123/photo/1476

 

кстати, к большинству этих аппаратов приложил руку Генеральный конструктор Павел Иванович Зима

Изменено пользователем АлександрД
  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

ЛЕГЕНДЫ СПЕЦНАЗА: Метод Авинкина

http://www.bratishka.ru/archiv/2001/8/2001_8_6.php

 

Водолазом Валентин Сергеевич Авинкин стал еще в Великую Отечественную войну, работал на судоподъеме, стал глубоководником, водолазным специалистом аварийно-спасательной службы. С 1956 по 1974 год — водолазный специалист разведпункта спецназа ВМФ в Парусном. Авинкин был среди участников первой операции по минированию кораблей, проведенной спецназом ВМФ на учениях в 1956 году. С 1974 года по настоящее время — водолазный специалист ОКБ Трошина. До сих пор ходит под воду на испытания буксировщиков, разработанных этим ОКБ.

Предлагаем вниманию читателей “Братишки” рассказ Валентина Сергеевича Авинкина о становлении спецназа ВМФ.

2001080601.jpg

До конца 1955 года я служил в аварийно-спасательной службе Балтфлота. А потом судьба сделала крутой поворот — меня направили во вновь сформированный разведпункт спецназа ВМФ. Тоже на должность водолазного специалиста, но профиль службы теперь сильно менялся.

В самом начале 1956 года прибыл в часть. Различные авторы почему-то пишут, что наша часть была первой. Ну это их дело. На самом деле первая часть была сформирована на Черном море, в Севастополе. Потом ее перевели на остров Майский. Оттуда и прибыл наш командир Георгий Потехин вместе с несколькими офицерами и матросами организовать часть в Парусном.

Принимаю хозяйство: 47 аппаратов ИСА-М48, 20 аппаратов ИДА-51, гидрокостюмы, водолазное снаряжение особого назначения, в котором по дну топали (ласты у нас позже появились). Была камера всплытия и катушка всплытия. На нее можно было прицепить груз, аккуратно всплыть, осмотреть в специальный водолазный перископ грунт, потом снова спуститься на грунт и продолжать движение. Такое у спецназа было тогда снаряжение.

Начинаем тренировки. Тема — выход из подводной лодки Сначала просто шлюзовались через торпедный аппарат. Потом придумали разборную шлюзовую ванну. Давление в отсеке выравнивается с забортным, ванна заполняется, группа начинает выходить один за другим. Ванна — изобретение полезное. На занятиях по переподготовке около ста человек иной раз за день через нее пропускали. Бывали и нештатные ситуации. Как-то работали с вновь назначенным командиром лодки. “С ванной знакомы?” — спрашиваю его. “Знаком”, — отвечает. Ложимся на грунт, глубина 12 метров. Задули первый и второй отсек, сравняли давление с забортным, открыли переднюю крышку торпедного аппарата. Вроде все в порядке, но чувствую — что-то не так.

2001080602.jpg

Первый водолаз пошел в торпедный аппарат, за ним сразу второй. И вдруг в отсек через открытую крышку ворвалась вода, прихватив с собой второго водолаза. Оба отсека наполнились туманом, из лодки через огромное отверстие торпедного аппарата в виде воздушного пузыря вырвался воздух. Страхующий водолаз, обеспечивавший выход снаружи, так получил воздушной струей, что долго кувыркался, не понимая, где верх, а где низ.

Даю команду — высокое давление в отсек. Захлопывается дверь во второй отсек, грохот воздуха высокого давления, туман. У меня в отсеке 20 водолазов. Но им-то что, они в снаряжении, а мы с командиром барахтаемся в холодной воде. Полдня потом эту воду откачивали.

Что получилось? Командир положил лодку на грунт с плавучестью, близкой к нулевой. Когда первый водолаз вышел, лодка облегчилась, нос чуть приподнялся и через наружное отверстие торпедного аппарата хлынула вода. С тех пор командир заполнял балластные цистерны так, чтоб с запасом припечатать лодку к грунту. А я получил урок. Доверяй, но проверяй, мелочей в водолазном деле не бывает.

В то время не было четких методик и рекомендаций по спецназовским делам. Что можно, а что нельзя, приходилось проверять на себе. Например, на какой скорости можно в снаряжении прыгать с катера? Каким способом — лицом или спиной вперед? С борта или с кормы? Пришлось сначала все делать самому, не посылать же матроса, когда неизвестно, чем все закончится. Потом пробовали десантирование с вертолета. Сначала в снаряжении для хождения по грунту. На кислород переключались при вхождении в воду, иначе — риск баротравмы от удара воды по дыхательному мешку. Отрабатывали четкие действия при посадке на судно, высадку на острова, взаимодействие, сигналы оповещения. Работали с резиновыми лодками, десантировались на воду с парашютом.

2001080603.jpg

Однажды мы получили задачу во время учений заминировать крейсер. К тому времени мы уже начали плавать, получили ласты и костюмы ГКП-4. Ласты были отвратительными, на гидрокостюм не налезали, приходилось их самим переделывать. В комплект подводного диверсанта входил аппарат ВАР-52 (водолазный аппарат регенеративный). Он имел три дыхательных трубки: одна вдоха и две выдоха.

Крейсер, который предстояло заминировать, стоял на ремонте у причала в таллинском порту. Пошли мы в паре со старшиной 2-й статьи Виктором Карповым. На кораблях — повышенная готовность. Матросы на шлюпках ходят вокруг кораблей, баграми в воде шуруют. Маршрут мы прикинули заранее. Идем под водой. Транспорт, два эсминца, снова транспорт, баржи... Вода прозрачная, ночь светлая, штиль, из-под воды корабли отлично видно. Шли без связок, визуально. Подобрались к крейсеру, поставили две магнитные мины и вернулись.

На крейсере суета поднялась. Опускают фару, водолаза спускают. Смотрим — груз надели, а не зажгутовали (в этом виде снаряжения герметизация скафандра осуществляется резиновым жгутом). Давай, говорю Карпову, подойдем, утопят ведь парня. Да и как он им один весь корпус крейсера осмотрит. Подошли на катере, предложили: давайте сами мины снимем. Согласились...

Тогда же провели учения с выходом из торпедного аппарата с последующей атакой объекта. Наша группа высадилась на остров Плиясаар в таллинской бухте, захватила склады и условно их уничтожила.

Потом атаковали базу ВМФ в Таллине. Первоначально в план входила высадка на рейде двух парашютистов-водолазов. Они должны были установить на боновое заграждение термитные шашки. Шашки прогорают, прожигая боны. Боны тонут, лишая порт бонового заграждения. В последний момент командование решило, что это будет слишком дорого. Парашютисты получили задание заминировать другие объекты. В книге “Подводный спецназ” действия по устранению боновых заграждений были описаны как имевшие место. На самом деле это было только в плане.

2001080604.jpg

Вскоре мы начали осваивать “Сирены”. Сначала их делали из корпусов от немецких торпед, но ничего хорошего из этого не получилось. Иногда до анекдота доходило — загоняли “Сирену” в торпедный аппарат кувалдой. Мучились, пока не наладили выпуск буксировщиков на заводе.

Способ выхода буксировщика из торпедного аппарата может быть разным. Можно зарядить ПСД (подводное средство движения) в торпедный аппарат вместе с водолазами, потом вытолкнуть штанговым толкателем и запустить винты. Можно в один аппарат зарядить буксировщик, из другого выпустить водолаза, и опять же ПСД вытолкнуть штанговым толкателем (он входит в штатное оборудование лодки).

  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

Когда подводники первый раз имеют дело с таким оборудованием и боевыми пловцами, непременно испытывают шок. Ребята надевают гидрокостюм, кислородный аппарат, садятся в торпеду, их заряжают в торпедный аппарат... И это матросы срочной службы! Поначалу, в 50-60-х, пока все не отработали до мелочей, разные случаи были. Однажды заклинило “Сирену” в торпедном аппарате. Ни туда ни сюда. Четыре часа возились, слава Богу, в буксировщике людей не было. Экипаж лодки на нас, как на инопланетян, смотрел.

В начале 60-х стали отрабатывать методику выброски на воду с вертолета. Толчком послужил трагический случай, произошедший в вертолетном полку, который обеспечивал космические объекты. Вертолетчики садились на корабли, и группа аквалангистов обеспечивала поиск и подъем всего, что из космоса в море падало. Однажды, в страшную жару, аквалангист долго сидел в раскаленном вертолете. Наконец разрешили взлет. Подошли к объекту. Спустили аквалангиста на лебедке, он у воды отцепился и исчез в волнах... Нашли его через два часа на грунте, мертвого. Сначала перегрев, потом резкое охлаждение, сосуды и не выдержали.

Через некоторое время посмотрел фильм, как американцы на свои космические объекты, упавшие в воду, с вертолетов прыгают. Без всяких лебедок. Надо попробовать. Командир был в отпуске. На свой страх и риск беру вертолет. Начштаба по неведению дал добро. Надеваем гидрокостюмы, взлетаем на Ми-4. Думаю, кого первым пустить? Сам спрыгнешь, а следующих-то как? Со мной Юра Шитов был, лучше всех прыгал с вышки, и Гена Захаров, тот самый, что был потом в охране Ельцина, звание адмирала получил. Решил первым пустить Шитова. Подлетели, на воде уже плавсредство дежурит, чтоб все по уму было. Борттехник жмет кнопку: “Пошел!” Я ему — погоди, здесь я командую. Зависли, высота метров десять, может, больше. Говорю Шитову: “Давай!” Юра прыгнул, вошел в воду.

Всплывает, показывает — все отлично, но высоковато! Я говорю командиру: “Если можно, давай ниже. И не виси, иди малой скоростью”. Он разворачивается, идет со скоростью 30-40 км. О, другое дело! Стал выбрасывать ребят по кругу. Все прошло отлично!

Потом нашли лучший вариант. Берем семиметровый фал, выбрасываем за борт, он наклонно идет за вертолетом. Если фал касается воды, значит высота 5 метров, спрыгивать можно с комфортом. Но тут есть тонкость. Брали на борт 8 человек. Всех одним заходом не десантируешь. После каждого выпрыгнувшего вертолет облегчается и поднимается. Последний будет прыгать метров с семнадцати. Поэтому десантировали по четыре человека в два захода, как можно плотнее друг за другом. Отработали этот вариант. Теперь надо пробовать прыгать с дыхательным аппаратом ИДА-59. Сначала попробовал сам. Нормально, только часы потерял — забыл, что воздух из костюма через манжеты вырывается, когда входишь в воду.

2001080605.jpg

Начали поступать парашюты для выброски на воду. Сначала С-4-В. Начали его испытывать на разных высотах и скоростях. Помню испытания в Феодосии в 1968 году. Надо было испытать этот парашют на скорости выброски 300 км/ч. Ли-2 с огромным трудом дает эту скорость, а других самолетов в нашем распоряжении тогда не было. Прыгали с 1100 метров с задержкой 10 сек. Набрали 1500, пошли со снижением, иначе требуемую скорость Ли-2 не наберет. Самолет весь трясет, не рассчитан он на такие полеты. Начинаю выпускать. Смотрю — у кого крышка от кислородного аппарата полетела, у кого ласты сорвало, у кого еще что-то. Ну ничего, парашюты сработали, все приводнились. А потом сидели, списывали унесенное ветром имущество. Под это дело списали все, что раньше пришло в негодность. Даже гидрокостюм: “Во время испытательных прыжков сорвало динамическим ударом”.

У парашютов С-4-В недостаток был — соты для укладки строп из тесьмы. Они после намокания садились, из-за этого перехлесты были. Как-то в Ленинграде прыгали в водолазном снаряжении с Ан-2 на залив. У Кондакова случился перехлест точно поперек купола. Парашют маленький и весь дырявый, на нем и на сушу-то прыгать нельзя, а тут еще и перехлест! Смотрю — Господи помилуй! Все летят почти рядом, а этот уже у воды. Но запаску не открывает. Что же с ним такое?! Подобрали его с катера. У Кондакова то место, на чем сидят, все синее. А я, говорит, посмотрел — меня не крутит, ровно иду. Ну, думаю, вода все-таки, запаску открывать не стал. Уже когда приложился о воду, понял, какая она твердая бывает...

И еще у С-4-В недостаток был. Сидишь в самолете, чуть поерзал, парашют и раскрылся! Потом уже сделали ПВ-2. Другое дело!

Испытывали мы и аппарат ИДА. Надо было проверить, что в аппарате может сломаться при скорости выброски 500 км/ч. Летим на Ан-12, высота 1100 м. Самолет идет с нагрузкой, оставляя четыре грязных шлейфа. Сначала выкинули манекен. Смотрим, что с аппаратом. Во-первых, слабо закреплены регенеративные коробки, во-вторых, шток клапана пробивает при ударе дыхательный мешок. Потом прыгнул сам.

Теперь встал вопрос, с какой высоты можно прыгать. Заложили сразу 12000 м. Командировали меня на завод “Звезда” для тренировок в барокамере. Нацепили на меня датчики. Надеваю белье водолазное, гидрокостюм, парашют, аппарат, ласты... Заморозили до -600С, подсоединили кислород, сами из барокамеры выскочили. Сижу, начинаю постепенно околевать. В первую очередь мерзнут локти и колени.

Полчаса дышу чистым кислородом, начинается десатурация — азот из крови выходит. Начали подъем. Перед глазами высотомер, самописцы. Гидрокостюм надуваться начал, перчатки раздуваются, вокруг вакуум создается. Врачи в иллюминатор наблюдают — потеряю сознание или нет. Дошли до 12000 м. Начинаем спуск, включили вентилятор и остатки воздуха начали гонять по камере — имитировать свободное падение. Постепенно давление нарастает, костюм обжиматься начал. Сначала скорость снижения 170 м/сек. Но чем ближе к “земле”, тем падение медленнее, дошло до 50 м/сек. Уже после барокамеры стало ясно, что матроса срочной службы с 12000 м бросать не следует. Даже испытатели, когда с такой высоты прыгают, еле шевелятся и не полностью себя контролируют. Убедился в этом на собственном опыте. Поэтому написали рекомендацию: десантировать с высоты не более 8 - 8,5 тысячи метров. Так до сих пор и поступают.

Как стал работать в КБ Трошина? Знаком я с ними был еще с пятидесятых. Первые “Протеи” помогал испытывать, да и потом часто вместе приходилось работать. В 74-м, когда встал вопрос об увольнении в запас, перешел работать сюда, в ОКБ подводной техники. Больше четверти века здесь тружусь. Попутно в водолазной школе преподавал. Работа в радость. Правда, неба не хватает. Я ведь с детства об авиации мечтал...

 

Вот такая у человека судьба. Море и небо, спуски на огромные глубины и прыжки из стратосферы. Валентин Сергеевич Авинкин стоял у истоков спецназа ВМФ и много сделал для того, чтобы этот спецназ был на должном уровне и по боеготовности, и по техническому оснащению.

Летом 2000 года Валентин Сергеевич провел на Балтике, в открытом море, завершающие испытания очередной разработки КБ Трошина — нового буксировщика “Сом”. Спецназовцы не стареют!

 

Подготовил Виктор ИВАНОВ

Фото из архива автора

 

более полный текст в книге Спецназ ГРУ-2. Война не окончена, история продолжается: http://statehistory.ru/books/S--Kozlov-i-dr-_Spetsnaz-GRU-2--Voyna-ne-okonchena--istoriya-prodolzhaetsya/

  • Нравится 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

http://i-korotchenko.livejournal.com/802212.html

d4c070f6836e.jpg

 

В 2007 г. филиалом ГУП «КБП» – ЦКИБ СОО была завершено создание 5,45 мм автомата двухсредного специального АДС, решающего проблему подводно-надводного использования оружия.

 

Цель разработки автомата АДС заключалась в создании автомата двухсредного специального и патрона специального подводного к нему в целях замены стоящего на вооружении автомата АПС в качестве боевого вооружения специальных подразделений ВМФ России.

 

Автомат предназначен для поражения живой силы и подавления огневых средств противника:

- на суше – стрельбой из автомата 5,45х39 мм всеми типами штатных патронов и из подствольного гранатомета 40-мм штатными выстрелами ВОГ-25 и ВОГ-25П;

- под водой – стрельбой 5,45х39 мм патронами специальными подводными.

 

Это стало возможным благодаря разработке нового подводного патрона, имеющего те же габаритные размеры, что и штатные сухопутные патроны.

 

Автомат АДС со встроенным подствольным гранатометом выполнен по схеме булл-пап, которая обеспечивает меньшую длину автомата по сравнению с традиционными схемами (при той же длине ствола), повышенную маневренность, лучшую балансировку и исключает операции раскладывания – складывания приклада.

 

Отражение стреляных гильз вперед при закрытой коробке автоматики уменьшает загазованность у лица стрелка, исключает возможность травмирования гильзой при работе группой, а так же (в отличие от бокового отражения) обеспечивает адаптацию оружия для левши и правши без переборки образца.

82056af36cc5.jpg

Применение ударопрочных пластмасс, специальных материалов и покрытий обеспечивает повышенную коррозионную стойкость и снижение массы оружия. В конструкцию газоотводного устройства введен газовый регулятор, обеспечивающий переключение газовых режимов «вода – воздух».

 

В настоящее время автомат АДС проходит опытную войсковую эксплуатацию в подразделениях морского спецназа на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Автомат за счет своей универсальности, компактности получил положительные отзывы из частей, где эксплуатируется. Впервые в мировой практике у боевого пловца появилась возможность выполнять поставленные задачи в воде и на суше одним оружием.541392602dfa.jpg

 

вот ещё немного про АДС - http://cont.ws/post/76446

В России запускаются в серийное производство два самых грозных видов стрелкового оружия, предназначенных для борьбы с подводными диверсантами - двусредный автомат АДС и подводный гранатомет ДП-64 «Непрядва». Это означает, что российское Министерство обороны всерьез готовится к отражению подводных атак. Союзники России тоже хотят подобное оружие.

 

Оружейная выставка IDEX-2015, проходящая с 22 по 26 февраля в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби, оказалась богата на сенсации в отношении российского оружия. Одна из них – Россия начинает серийное производство двух уникальных стрелковых комплексов, которые предназначены для борьбы с подводными диверсантами – двусредного автомата АДС и подводного гранатомета ДП-64 «Непрядва». «В 2015 году намечен выпуск 20 единиц АДС, на которых будет отработана технология производства автомата. Серийное производство автомата запланировано на 2016 год» - передало ТАСС слова директора филиала тульского КБП – «Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия» (ЦКИБ СОО) Алексея Сорокина. О начале серийного производства ДП-64 «Непрядва» заявил на выставке в Абу-Даби начальник научно-конструкторского отдела НПО «Базальт» Павел Сидоров. «Гранатомет ДП-64 сейчас производится серийно. В 2014 году нам поступил солидный заказ от Минобороны, о его точном объеме и в какие подразделения он будет поставляться, сказать сейчас не могу, но речь идет о ВМФ» - передало его слова «РИА Новости».

 

Российские автомат-амфибия АДС и гранатомет ДП-64 «Непрядва» являются на сегодняшний день самыми мощными и эффективными стрелковыми комплексами для борьбы с подводными диверсантами. АДС, например, был разработан специалистами тульского «Конструкторского бюро приборостроения» (КБП, сейчас оно носит имя великого российского конструктора оружия Аркадия Георгиевича Шипунова) в начале нынешнего века на смену автомату подводному специальному (АПС), который, наравне с подводным пистолетом (СПП-1), к тому времени уже четверть века стоял на вооружении советскихроссийских боевых пловцов.

 

АПС-5, принятый на вооружение в 1975 году, сам по себе был уникальным изделием. Все инженерные школы, кроме советской, к тому времени пошли по пути вооружения своих пловцов в подводной борьбе всякого рода механическими гарпунами, которые приводились в движение сжатым воздухом, либо представляли собой подводные арбалеты. Дальше всех продвинулась, пожалуй, лишь германская компания Heckler und Koch, разработавшая в 70-х годах прошлого века пятизарядный пистолет Р11 калибра 7,62 мм. Он довольно эффективно стрелял под водой на дальность до 15 метров, на воздухе – до 30 метров, поэтому этот пистолет быстро стал штатным вооружением подводных боевых пловцов вооруженных сил ФРГ, Норвегии, Великобритании, Италии, США и других стран, противостоявших в тот момент Советскому Союзу.

 

Советские инженеры пошли по другому пути и создали огнестрельный автомат, из которого можно было поразить подводную цель, расположенную в 25 метрах от стрелка. Однако, у АПС-5, при всей его эффективности, оказалась малая живучесть, особенно на суше. В соответствии с техническими условиями, автомат был рассчитан на 2 тыс выстрелов под водой и лишь 180 выстрелов на суше. Поэтому боевому пловцу при работе на суше де-факто приходилось «дублировать» АПС-5 чисто «сухопутным» оружием – как правило, автоматом АК-74М.

 

Поэтому специалисты Тульского КБП пошли еще дальше. Во-первых, они создали новый патрон калибра 5.45, который можно было бы эффективно применять под водой. Он получил наименование 5.45 ПСП (патрон специальный подводный) и по габаритам подходил в штатный магазин автомата для сухопутной стрельбы (в АПС-5 применялись пули игловидной формы длиной более 12 см). Для стабилизации полета более короткой пули в воде была реализована конструкция пули с кавитатором в носовой части. Плоский носик пули создает вокруг себя кавитационную полость (воздушный пузырь). В результате, выпущенная пуля не кувыркается в воде, а ведет себя стабильно. Таким образом, двухсредный автомат в условиях суши стреляет обычными патронами калибра 5.45, а воде применяются патроны 5.45 ПСП (патрон специальный подводный).

 

Параллельно по инициативе другого великого конструктора - Василия Петровича Грязева (как и Аркадий Георгиевич Шипунов, он, к сожалению, уже умер) в Туле был создан и новый автомат для подводной стрельбы. «Это была трудная и кропотливая работа. За основу был взят автомат Калашникова, а точнее - три его модификации. До сих пор этот автомат не имеет аналогов в мире по своей надежности и баллистическим характеристикам. При разработке АДС была применена компоновка «буллпап», при которой часть ствола и магазин расположены позади спускового механизма, что позволило уменьшить длину самого оружия при сохранении длины ствола. Это очень важное условие, поскольку передвижение, преодоление препятствий и ведение боевых действий в водной среде имеет особые сложности. Необходимо было уменьшить габариты оружия и максимально разгрузить бойца. Была изменена конструкция, виды покрытия, введен переключатель режима «воздух-вода». К уникальным особенностям двухсредного автомата АДС также следует отнести минимальную загазованность после осуществления выстрела, которая достигается за счет того, что гильза вылетает вперед под небольшим углом, а не в бок, как у обычной компоновки «буллпап». Автомат предполагает ведение стрельбы как с правого, так и с левого плеча, не требуя дополнительной переустановки оборудования. Он также оснащен специальными насадками для ведения малошумной стрельбы, предохранительным устройством и встроенным гранатометом модульной конструкции с газовым двигателем. Планка Пикатинни вынесена наверх с жестким закреплением и может использоваться как ручка для переноски оружия» - вспоминал в свое время начальник отдела внешнеэкономических связей филиала тульского КБП - «ЦКИБ СООО» Николай Комаров.

 

В итоге был получен автомат, который аналогов в мире не имеет. Испытания показали, что на суше АДС по своей эффективности не уступает штатным АК-74 и АК-74У, а в воде – превосходит автомат АПС. Прицельная дальность автомата на суше, например, - до 500 метров, темп стрельбы на суше – 700 выстрелов в минуту (все данные из открытых источников). Поэтому в 2013 году автомат АДС принят на вооружение российских Вооруженных Сил, однако, по словам директора филиала тульского КБП – «Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия» Алексея Сорокина, перед постановкой в серию в конструкцию изделия будут внесены непринципиальные изменения, направленные, в основном, на повышение удобства эксплуатации автомата. «В частности, доработана конструкция переключателя режима работы газового двигателя, исключающая возможность утери деталей» - пояснил он ТАСС.

  • Нравится 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

http://www.arms-expo.ru/055057052124051049052050051.html

Создатели подводного оружия

057049050054048056052.jpg

Владимир Васильевич и Елена Михайловна Симоновы – выдающиеся российские конструкторы. Разработав пистолет и автомат для подводной стрельбы, они вошли не только в отечественную, но и в мировую историю.

 

Именно с их уникальным подводным оружием советские боевые пловцы обеспечивали безопасность кораблей Глав двух государств СССР и США – Горбачева и Буша у берегов Мальты в декабре 1989 года. Сейчас супруги Симоновы живут воспоминаниями.

 

Понимают, что многое из задуманного осуществить уже не удастся. Мечтают только об одном – передать кому-нибудь свои идеи и наработки, пишет Татьяна Дьякова.

 

Перед гибелью моряки пели «Варяг», вспоминают супруги Симоновы

 

 

057049050055048056055.jpg

Броненосные корабли Италии. Линейный корабль "Новоросийск"

 

Свой последний выход в море линкор “Новороссийск” совершил 28 октября 1955 года. Утром он снялся с бочек, вечером возвратился на базу в Севастополь. После швартовки, как всегда, были ужин, увольнение на берег, развод наряда, баня, стирка. Перед ужином на корабль пришло пополнение – солдаты пехоты, переведенные на флот. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

 

057051051050055050051.jpg

Команда "Новоросийска" на палубе корабля

 

Ночью в носовой части линкора глухо прогремел взрыв. Корпус корабля содрогнулся от мощного удара. Пропало освещение, отключились сигнализация и радиотрансляция. Была объявлена аварийная тревога. К месту взрыва стали прибывать спасательные суда. Несмотря на все усилия, вода продолжала поступать в корпус корабля. Через два часа линкор лег на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. Сотни моряков оказались в воде.

 

Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро пошли ко дну. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сами сумели доплыть до берега. К утру 30 октября “Новороссийск” затонул. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, находившиеся внутри корабля, пели “Варяг”. В этой трагедии погибли 608 человек.

 

По одной версии причиной катастрофы стал взрыв глубинной бомбы времен войны. По другой – диверсионный акт итальянских боевых пловцов. Вторая версия наиболее вероятна. Линкор “Новороссийск” наша страна получила в 1948 году по репарации от Италии. Решение о разделе итальянского флота было принято на Тегеранской конференции.

 

В результате жеребьевки Советский Союз получил 45 кораблей и вспомогательных судов. В их числе и линейный корабль “Giulio Cesare”, которому сразу же присвоили наименование “Новороссийск”.

 

057049050055056051050.jpg

“Новороссийск” затонул. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, находившиеся внутри корабля, пели “Варяг”. В этой трагедии погибли 608 человек

 

Передача кораблей проходила в очень сложных условиях. В итальянской прессе появились публикации с призывами к саботажу и лозунгами против передачи флота. Было даже принято решение - все корабли передавать без боезапаса. Исключение составил лишь линкор, на борту которого находилось 900 тонн артиллерийских снарядов.

 

Личный состав советского флота переводился на трофейные суда лишь после подписания приемо-сдаточного акта и спуска на них итальянского флага. Во избежание диверсий сразу же после швартовки в Одесском порту проводился тщательный осмотр всех итальянских кораблей и слив топлива в заблаговременно приготовленные емкости. Но всего предусмотреть не удалось, и линкор “Новороссийск”, видимо, стал жертвой итальянских подводных пловцов.

 

Свою родословную подводные пловцы ведут с древних времен. С тех самых, когда еще средиземноморские пираты – отличные ныряльщики – тайком подплывали к галере, взбирались на палубу и убивали команду. С развитием техники появились новые виды оружия: мины, торпеды. Но подводные пловцы оставались по-прежнему востребованы. Они вели разведку, минировали корабли, нарушали коммуникации.

 

Эффективных средств борьбы с ними не существовало. После гибели “Новороссийска” вопрос о необходимости разработки подводного оружия стал периодически подниматься в кабинетах Министерства Военно-Морского флота СССР. Ведь наши корабли по-прежнему продолжали охранять от подводных диверсантов по старинке: вокруг них просто сбрасывали гранаты.

 

 

Симоновы: «делом нужно заболеть»

 

057049050056056056055.jpg

Знаменитый конструктор оружия Сергей Гаврилович Симонов

 

Как это часто бывает, помог случай. Один из небольших чинов Министерства ВМФ при встрече с В.М.Сабельниковым, тогдашним директором ЦНИИТМ, рассказал о существующей проблеме защиты кораблей от подводных диверсантов. Виктор Максимович очень заинтересовался этим вопросом. Именно он сумел доказать в Москве, что специалисты ЦНИИТМ смогут создать эффективное подводное оружие, добился финансирования работ.

 

И в 1967 году климовскому конструктору В.В.Симонову была поручена разработка совершенно нового вида вооружений. К этому времени Владимир Васильевич успел окончить два техникума - горновзрывной и приборостроительный, заочный политехнический институт и работал в ЦНИИТМ под руководством своего дяди, знаменитого конструктора С.Г.Симонова.

 

Сергей Гаврилович сыграл огромную роль в его жизни. Он научил Владимира преданности делу. С.Г.Симонов часто говорил племяннику: “Делом нужно заболеть, оно должно тебя полностью поглотить, только тогда ты получишь результат”. Он был убежден, что никогда не бывает одного решения. Необходимо постоянно думать и искать новые пути. Сам был неисправимым трудоголиком и заряжал энергией и трудолюбием своих, более молодых сотрудников.

 

И, конечно, Владимир Васильевич не смог бы добиться успеха, если бы не помощь его жены Елены Михайловны. После окончания вечернего отделения технологического института легкой промышленности она работала на механическом заводе в Подольске, разрабатывала конструкции швейных машин. Ее приглашали на работу в московское НИИ - не пошла. А в шестьдесят девятом ее уговорил перейти в ЦНИИТМ Сергей Гаврилович.

 

057049050057050054050.jpg

В кругу соратников

 

К тому времени Владимир уже самостоятельно работал над созданием подводного оружия, и конструктору нужна была толковая помощница. Елена Михайловна долго сомневалась и отнекивалась: “Я работаю со швейными машинками и не разбираюсь в стрелковом оружии”. С.Г.Симонов настаивал: “В швейной машинке сто деталей, а в автомате - десять. Я знаю, что ты справишься”. И в 69-м Лена перешла на работу в ЦНИИТМ. Встретили ее здесь не очень приветливо: говорили - у вас, мол, маленькие дети, будете постоянно сидеть на больничном, какой из вас работник. К тому времени в семье действительно росли две маленькие девочки.

 

057049050057054048049.jpg

Супруги на отдыхе

 

Но Елена не очень реагировала на такие разговоры. Растила детей и упорно трудилась. Сначала над стрелковым оружием - участвовала в разработке 5,45-мм автомата АГ-043 и других образцов вооружений конструкции С.Г.Симонова, а затем подключилась к работам мужа. Разработки велись не просто. Не было испытательного оборудования, стендов, специальных подводных баков.

 

Первые испытания по стрельбе из подводного пистолета проводили на реке Упе, которая течет по территории Тульского оружейного завода. Владимир сам заходил в реку, опускал руку с пистолетом в воду и стрелял. Позже появилась испытательная база под Феодосией.

  • Нравится 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлександрД

Семейное творчество

 

Сейчас Елена Михайловна вспоминает, что в первые годы работы чувствовалась некоторая настороженность руководства по отношению к их семейной паре. А им нравилось конструировать вместе. Они были объединены общей идеей. Обсуждение технических проблем велось постоянно: на работе, дома, в командировке. Работы по созданию подводного оружия продвигались довольно быстро и успешно.

 

В 71-м их пистолет для подводной стрельбы был принят на вооружение и стал выпускаться на Тульском заводе, а в 1975-м они разработали и автомат. Все боевые пловцы, применявшие в различных операциях эти образцы подводного оружия, отмечали их высокую эффективность поражения подводных целей, безотказность и удобство в обращении. Конструкция подводного пистолета СПП-1 – уникальна.

 

Пистолет имеет четыре гладких ствола, попарно закрепленных в единый блок, оснащен самовзводным ударно-спусковым механизмом, который позволяет быстро открывать огонь. За рубежом также был разработан пистолет для стрельбы под водой, но он по эффективности и надежности во много раз уступал нашему.

 

057049051048051051054.jpg

Конструкция подводного пистолета СПП-1 – уникальна

 

(ошибочное фото!!! на нём Heckler Koch HK P11)

057049051049049048050.jpg

 

Боевой пловец с СПП-1 (Правильное фото:)

War_scool_17.jpg

 

 

Подводный автомат АПС аналога в мире просто не имеет. Он предназначен для вооружения боевых пловцов и, кроме того, может устанавливаться на подводных средствах их передвижения. Симоновы разработали специальную шаровую опору для установки своего автомата на подводном носителе “Тритон”.

 

Вообще они постоянно совершенствовали свои конструкции. Многие технические решения были защищены авторскими свидетельствами. Владимир – автор 107-ми изобретений, а Елена – 75-ти. В оружии, принятом на вооружение, был регулируемый газовый режим. При переходе из воды на сушу боец должен был не забыть перевести флажок регулятора. Симоновым это очень не нравилось, они долго ломали голову, как усовершенствовать конструкцию. Окружающие говорили: ну зачем вам это надо, ведь оружие уже принято и освоено.

 

Но Симоновы не успокаивались и все-таки разработали саморегулируемую газовую камеру. Они долго добивались разрешения на проведение работ по совершенствованию прицела. Ведь автомат имеет дальность стрельбы 30 метров, а видимость в воде составляет лишь 7 метров. По договору с ЛОМО был разработан оптический прицел, но он весил 12 кг, при весе самого автомата два с половиной килограмма. Супруги Симоновы продолжали заниматься подводным оружием: разработали техническое задание на создание береговых подводных пулеметов.

 

С 80-го по 85-й годы вели разработки оружия для биологических носителей. Испытывали его на дельфинах в Севастополе. Работа была совершенно новой и интересной. Изготовили шесть образцов, оружие прошло опытную эксплуатацию. А дальше все остановилось. В восемьдесят шестом году прекратилось финансирование и по береговым подводным пулеметам. В Туле перестали выпускаться уникальные подводные пистолеты и автоматы.

 

057049051049055051048.jpg

Подводный автомат АПС аналога в мире просто не имеет

 

057049051051049051055.jpg

АПС в действии

 

Потом Елена Михайловна заболела и стала передвигаться только в инвалидной коляске. Вскоре и Владимир Васильевич вышел на пенсию. Но они не из тех людей, кто может поддаться недугу и спокойно сидеть дома. Им предложили создать новое охотничье оружие уже дома, благо в квартире всегда стоял кульман. Довольно быстро Симоновы разработали документацию, и в Вятских Полянах было изготовлено 25 образцов охотничьего оружия их конструкции.

 

Затем у них были разработки по стреляющим авторучкам, по стволовым шашкам, другие технические решения. Много времени супруги уделяли и семье. Они ведь не только известные конструкторы, но и счастливые родители. У Симоновых четыре дочери – умницы и красавицы, подрастают внуки. Владимир Васильевич и Елена Михайловна – выдающиеся конструкторы.

 

Разработав пистолет и автомат для подводной стрельбы, они вошли не только в отечественную, но и в мировую историю. Именно с их уникальным подводным оружием советские боевые пловцы обеспечивали безопасность кораблей Глав двух государств СССР и США – Горбачева и Буша у берегов Мальты в декабре 1989 года. Сейчас супруги Симоновы живут воспоминаниями.

 

Понимают, что многое из задуманного осуществить уже не удастся. Мечтают только об одном – передать кому-нибудь свои идеи и наработки. Может, будущему поколению конструкторов что-то и пригодится в их работе.

 

МОСКВА , 21 апреля 2013 , ОРУЖИЕ РОССИИ , Татьяна Дьякова

  • Нравится 6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

Подводная охота. Дайвинг. Общение людей увлеченных подводным миром.

Мы Вконтакте

×